Бог творит всё очень хорошо. «А от дерева познания добра и зла не ешь от него» - /Быт.2.17/«Единственное, что нужно для триумфа зла, так это, чтобы добрые люди ничего не делали».
«В повседневной жизни добро и зло различаются непосредственно (интуитивно), - пишет Н.Лосский, - однако в более сложных ситуациях «легко впасть в ошибку и не заметить зла, замаскированного примесью к нему добра, или не оценить добра, которое в земном бытии не бывает свободным от недостатков». Из этого вывод: религиозные пастыря, увлекаясь властью иметь побольше денег не замечают, что они впадают в зло безнравственности. «Зло – безнравственное, противоречащее требованием морали, не слыша голос Божий».
«Если кто из них, употребляя во зло данные ему способности, устраняется предопределения своего, то все следствия злых дел налегают на него. Едкая совесть грызёт его сердце и не отступит от него, пока не истребит в нём все преступное, всё злое. Как врачебное некое зелье, совесть есть лекарство злых дел, и если в жизни она нас не исцеляет, то, конечно, по смерти. Излеченных совестью, неужели Всемогущий Отец исключит из Своих объятий? Почто мы бываем столько жестокосердны? Преступник, не брат ли наш? И кто может столь сам пред собою оправдаться и сказать: никогда во мне даже мысль злая не возникала» - /А.Радищев - философ/.
«Из всех зол, которые я видел, - пишет Джон Оуэн (1616-1683) - один из самых выдающихся богословов, которых когда-либо знала Англия, - во время моего земного странствования. Нет зла более, ужасного, чем презрение к основным тайнам Евангелия, которое публично выражают люди, называющие себя христианами».
И если столько зла приносят добрые идеи христианства, то, что нам ждать от тех идей, которые изначально на добро не нацелены? «И вот – плохое начало не к доброму концу». «Зло может принимать самые разные формы и отталкиваться от совершенно неожиданных начал. С каждым шагом, с каждым своим новым поступком палач Алекс Лютый все дальше отдалялся от того светлого и хорошего, что в нем, возможно, было. Но такие люди должны понимать, что наказание неизбежно и за свои деяния рано или поздно придется ответить», — считает актер Сергей Пускепалис.
Разве мы можем хоть в какой-то мере оправдывать это преступление против человечества ссылками на то, что злодеяния необходимы для придания смысла добру, для его оттенения и возвеличивания?!
Считать зло необходимым для добра (или для прогресса) - это значит оправдывать и освящать его (соответственно, оправдывать всех преступников и злодеев), считать ненужными и напрасными все усилия людей по борьбе со злом. Здесь не может быть двух истин: что (1) зло необходимо для добра и что (2) нужно бороться со злом. Если мы признаем необходимым зло для добра, то тогда не должны с ним бороться. Если же мы признаем необходимость борьбы со злом, то тогда не должны считать его необходимым для добра. Одно исключает другое. В противном случае, мы имеем дело с логически противоречивым утверждением.
В самом деле, утверждение, что зло необходимо для добра, — содержит в неявном виде логическое противоречие. Потому что сами понятия «добро» и «зло» характеризуют хорошее, благое, полезное, желательное, необходимое. С одной стороны, и то, что не является хорошим, полезным, желательным, необходимым, с другой. Если зло необходимо для добра, то значит оно необходимо для человека, а если оно необходимо для человека, значит оно — добро. Таким образом, зло есть добро. Роберт Пенн Уоррен сказал: - «ты должен сделать добро из зла, потому что его не из чего больше сделать».
«Необходимо, чтобы цель вела вперёд, а не в года минувших бедствий.
Добро придётся сотворить из зла, а значит, цель оправдывает средства!» - /Эзар/.
«И во всех отношениях нам думается, что добро именно испытывается, поддается пробе тем, что оно сталкивается со злом. К тому, что Бог дал человеку сознание добра и зла. Мы его не выдумали, это не чисто социологическое явление, потому что социологические формы меняются без конца, а понятие добра и зла везде проходит красной нитью. И главное, Сам Бог вошел в историю воплощением Иисуса Христа, стал Человеком и нам на деле показал, что можно пройти через весь ужас жизни, страдания и никогда не заколебаться ни в любви, ни в правде, ни в чистоте; и что такой человек - пусть он будет исторически уничтожен, разбит - не побежден. Он достиг полной меры своего человечества - а это, действительно, победа над злом гораздо, большая, чем, если бы просто зла не было» - /Митрополит Антоний Сурожский/.
Добро, несомое христианством на уровне сознания, сопровождается внесением в подсознание зла. Это как раз та ситуация, когда невозможно на зло, отвечать добром и терпением. Но даже совершенное во имя справедливости зло, наносит душе рану.
Зло более организовано, оно более притягательно, поскольку всегда ориентировано на материальные блага: власть, достаток, удовольствия. А что же предлагает добро? Если взять во внимание любую религиозную мораль, то вечное блаженство после смерти, прекрасных гурий, вечный пир с богами и, в крайнем случае, уважение со стороны других людей. Но только тех, кто в эту мораль верит. Сейчас людей искренних, щедрых, настоящих альтруистов высмеивают, если конечно, прежде, они не обзавелись влиянием и солидными денежными запасами, на которые можно купиться. Зло же предлагает свои текст взят с шикарного плоды прямо здесь и сейчас, в этой жизни. Тем паче, что жизнь загробную никто не доказал. Хочется верить, да доказательств маловато. А прожить добропорядочным аскетом, когда вокруг столько соблазнов, добровольно отказываться от них, чтобы потом бесславно сгнить в сырой земле, не оставив после себя никаких упоминаний, даже как-то глупо. Вот и идут люди на поводу у зла. Кто-то умный сказал: «В говно человек сам лезет, а к добру надо пинками подгонять». Эта фраза актуальна и сегодня. Добро требует самоограничений - слишком многое нужно отдавать. Зло в этом смысле проще и понятнее.
Е.Васильев говорит:…то мне импонирует главная идея романа Булгакова «Мастер и Маргарита», которая осталась и в фильме: добро не может существовать без зла, и наоборот. Нет совершенного зла или добра, как нет и грани между этими двумя ипостасями, но всегда существует компромисс. Ведь Воланд и его свита не вершат зла, они лишь открывают души, вычерпывают со дна души всю грязь и муть, которая и без того есть в человеке. Воланд – это лишь напоминание о ценностях, которые забыли люди, и тут, мне кажется, артист Олег Басилашвили очень точно передает сущность своего персонажа – он устал смотреть на то, что вершат люди.… Ведь грех – это не нарушение заповедей, а осознание своей вины за это. Может, Мастер потому и назван Мастером с большой буквы, что почувствовал две половины одного целого – Иешуа и Воланда». «И есть один «плюс» - это переход, с чёрно-белого, на цветное. Здесь режиссёр правильно прочувствовал и показал, что есть главное. Современная жизнь с её мелкими страстишками – это всё чепуха, наносное. Главная тема – это Понтий Пилат, его метания между добром и злом. Только что есть добро? Если бы он не принял решение распять Христа, то христианство потеряло бы свой основной смысл – спасение. Так, что мы опять возвращаемся к этому тонкому равновесию между добром и злом».
«И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро» - /Рим.3.8/. И утверждали, будто христиане говорят: будем делать зло, чтобы вышло добро, будем грешить больше, чтобы умножилась благодать. Эти слова язычников, сказанные ими в поругание и насмешку над нами, имеют место и в настоящем случае, если допустить, что Бог являет Свою благость благодаря нашей порочности и неблагодарности. И распространяемое и в наши дни, представляет собой агрессивное извращение по всем библейским вопросам под маскировкой стандартных христианских выражений, но с другим смыслом.
В книге Дж. Р. Толкиена «Властелин Колец» слова, выгравированные на золотом кольце, описывают духовную битву между добром и злом. Три кольца премудрым эльфам – для добра их гордого. Семь колец пещерным гномам – для труда их горного. Девять – людям Средиземья – для служенья чёрного и бесстрашия в сраженьях смертоносно твёрдого. А одно - всесильное — властелину Мордора. Чтоб разъединить их всех, чтоб лишить их и объединить навек в их земной юдоли под владычеством всесильным властелина Мордора. В придуманном Толкиеном мире хоббитов, гномов, эльфов и людей обладатель «кольца власти» получает от него долгую жизнь и способность становить невидимым, надевал его. Однако у кольца есть и темная сторона: оно несет ожесточающую силу зла. Со временем кольцо обретает власть над своим хозяином. По мере того как душа обладателя кольца подпадает под владычество зла, он причиняет всё больше боли окружающим.
«Такое Божье установление определяет, что совершение зла человеку позволено, но оно перенаправляет его в сторону доброй цели, противоположной как умыслу злого действия, так и умыслу делающего зло.
Бог позволяет братьям Иосифа продать его в Египет: «и продали Иосифа» - /Быт.37.28/, Братья, молча, согласились, думая, что если Иосиф будет продан в рабство и окажется в Египте, то никогда не сможет стать их господином; тем не менее, свершившееся способствовало этому. Братья Иосифа скрывали свой проступок от других людей некоторое время, но в конечном итоге на их злодейство был пролит свет, эта история была запечатлена для всего мира, и память об этом передается из поколения в поколение.
«А добру вообще служить непросто. Как мне, - говорит О.Кормухина – певица, - всегда говорил старец: «Чем сильнее ваше стремление к добру, тем сильнее будет сопротивление против вас». Причём здесь невидимые силы, они мощнее воздействуют, и люди, иногда теряются, потому, что не понимают, почему вдруг у них появляются всякие искушения, проблемы, они же вроде добра хотят. Если человек духовный, он знает, что весь ад восстаёт, чтобы не пустить его к свету, к Христу, к добру. Когда человек становится на путь добра, бывает, что у него страсти обостряются внутри.
Он не будет делать зла своему господину и не причинит непоправимый ущерб его чести. Он убеждает в том, насколько добр его господин к нему и каким доверием он наделен. Поэтому Иосиф питает отвращение лишь к самой мысли о том, чтобы отплатить подобным образом человеку, который много раз помогал ему. Заметьте: мы обязаны почитать, быть справедливыми и благодарными тем, кто имеет хорошее мнение и доверяет нам, и никоим образом не причинять им ущерба, даже если это можно сделать тайно. А Потифару – не справедливо бросить его в тюрьму: «И взял Иосифа господин его, и отдал его в темницу» - /Быт.39.20/. Гнев, который привел Иосифа к заключению, был превращен Богом в славу, для достижения которой божественное провидение распорядилось таким образом, что он был помещен среди заключенных государственного уровня и узников царя. Заметьте: мудрость, и добродетель всегда будут выделяться даже при самых стесненных обстоятельствах. Благочестивый человек будет совершать добро, где бы он ни находился, и будет благословением для других, даже пребывая в узах и изгнании. Тем не менее, Бог перенаправляет оба эти злые поступки и делает их средствами противоположными как умысла злого действия, так и умыслу делающего зло – ради исполнения Божьего установления относительно достижения Иосифом величайшей славы, как и Писание, говорит: «Вот вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» - /Быт.50.20/. Иосиф смягчает вину братьев, размышляя над тем, какое великое благо Бог чудесным образом извлек из этого зла. Это не означало, что братья должны меньше сожалеть о содеянном грехе – так Иосифу было легче простить их: вы умышляли против меня зло (не допустить осуществления снов), но Бог обратил это в добро, чтобы исполнились сны и Иосиф смог стать большим благословением для семьи, чем при других обстоятельствах. Заметьте: когда Бог осуществляет задуманное через людей, бывает, что Он предназначает это для одной цели, а люди – для другой, иногда прямо противоположной; тем не менее Божья воля всегда совершается. Опять-таки, Бог часто извлекает из зла благо, осуществляя Свои намерения даже с помощью человеческих грехов. Это не значит, что Он является инициатором греха (мы даже такой мысли не должны допустить), но в своей безграничной мудрости Он направляет цепь событий к конечной цели – возвеличиванию Своего имени. Хотя от начала это может казаться позором и унижением предание Христа смерти, «и предведению Божию» -/Деян.2.23/. Это не делает грех менее греховным, а грешников менее наказуемыми, а лишь способствует прославлению Божьей премудрости.
Сегодня многие так называемые христиане считают, что умеют отличать добро от зла и вправе делать всё, что хотят. Что христианство имеет ключ к познанию добра и зла, без которого невозможно успешно жить, этот факт всячески скрывается от людей. Враги христианства говорят, что оно безжизненно, злобно, пасмурно и строго. Как раз наоборот истинное Христианство не безжизненно, а учит чистой и плодотворной жизни; христианство не злобно, а учит любви; христианство не пасмурно, а учит радости; христианство не строго, а учит прощению.
Грань между добром и злом очень зыбка. Крест — орудие казни и источник мучений. Очевидно, что его можно воспринимать как зло. Но спасительная жертва Иисуса Христа превратила и Его казнь, и орудие убийства в добрые символы, дарующие верующим надежду.
Источники: Библия. Мэтью Генри - английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Благовестие без \"закваски\" - Николай Погребняк Чтобы освящать нас, Дух Божий допускает нам проходить через душевные и физические страдания: такова цена следования за Христом, и Он с самого начала говорил нам о ней. С самого начала!